Мировые мастера каллиграфии продемонстрировали свое искусство в Москве
Каллиграфия (иначе — «красота писания») — это целое искусство. По тому, как человек пишет, можно судить о нем самом. О его характере, мыслях, душевном состоянии. Это как раз тот случай, когда «как» не менее важно, чем «что». Эти слова легко подтвердят на Международной выставке каллиграфии в Москве. Там заодно можно созерцать сакральные тексты Торы, высеченный золотом Коран, древнерусское письмо и прочие умные изящества. В рукописи не вчитывался, а, скорее, всматривался Валех Салех.
На кончике пера затаилось дыхание художника. Так говорят в каллиграфии. Легкий стремительный взмах руки — и на чистом листе бумаги появляется завиток. Пока еще непонятно, что это. Но вот рядом ложится еще один завиток, постепенно посвящая нас в таинство происходящего. Задача мастера — превратить письмо в искусство.
«Когда мы открываем ноты, мы видим множество точек и галочек, которые образуют мелодию. Каллиграфия — такая же мелодия», — говорит виолончелист Денис Шаповалов.
Красота человека — в красоте его письма. Доказать это взялись лучшие мастера каллиграфии 30 стран мира. Рукописные книги из Китая, каллиграфическая композиция из Америки, суры из Корана на золотой пластине — все эти экспонаты прибыли в Москву для участия во второй Международной выставке каллиграфии.
Директор Современного музея каллиграфии Алексей Шабуров рассказывает: «В коллекции — около 1300 экспонатов. Ее уникальность состоит в том, что это творения лучших каллиграфов, которые были выдвинуты ведущими ассоциациями».
Финский каллиграф Эркки Руинен вдохновение черпает у природы. Природные явления, считает он, имеют свой рисунок. А задача художника — уловить этот рисунок и воссоздать. Особое место среди представленных экспонатов занимает шедевр сакральной каллиграфии из Книги рекордов Гиннесса — Царь-мезуза, написанный на пергаменте иерусалимским каллиграфом Авраамом Борщевским. Уникальный свиток с библейским текстом является самым большим в мире.
«Мезуза была написана согласно самым строгим требованиям. Буквы очень большие. Нужно было ждать, пока высохнут предыдущие буквы, чтобы продолжать писать, что необычно для написания Мезузы», — рассказал Авраам Борщевский.
Внимание гостей выставки привлекли творения иранских мастеров. И как тут не вспомнить слова классика: «Красу не оценить вооруженным взглядом». Рядом с каждым экспонатом — лупа. В отличие от европейских канонов, в арабских традициях письменность заносится справа налево. И порой в одном завитке бывает заключено предложение, абзац и даже целая глава законченного произведения. В старину искусство каллиграфии изучали наряду с философией, риторикой и музыкой. В тайны мастерства посвящали избранных. Именно от них зависело, в каком виде до современников дойдут сакральные тексты.
«С появлением книгопечатания надобность переписывания книг отпала. Сегодня вы можете написать письмо на компьютере и распечатать его, но только написанное от руки письмо способно передать душу и тепло автора», — уверена каллиграф Папы Римского Бенедикта XVI Барбара Кальцолари.
Если ты не в духе, лучше не браться за перо, потому что перо как ничто другое передает характер и настроение художника, учат китайские мастера. Красиво писать слово так же сложно, как и придумать стихотворение. А красивое стихотворение может быть написано только красивым почерком. И тот, кто записывает стихи, аккомпанирует стихотворцу.
Источник: сайт телеканала «Мир»