В Москве открылся Современный музей каллиграфии

В Москве появился первый в России Современный музей каллиграфии — музей искусства красивого письма. В экспозиции представлены образцы славянской, западноевропейской и восточной письменности, каллиграфические картины и редчайшие манускрипты. Отдельный стенд посвящён старинным письменным принадлежностям, перьям и кистям. Сейчас собрание насчитывает около сотни экспонатов, в начале осени коллекцию пополнят. К этому времени здесь появится каллиграфическая версия Российской Конституции. Подробнее рассказывают «Новости культуры».

Скоро член Китайского учёного общества парных надписей, господин Чэнь Вэньфу будет обучать искусству каллиграфии в России. Открытие первой школы каллиграфии в России, где всех желающих научат красиво писать, запланировано на осень. Самые способные, возможно, смогут повторить автографы китайских правителей XVII века.

Свой вводный, первый урок перед российской публикой мастер-каллиграф Чэнь Вэньфу начал с установки: «Каллиграфия — это состояние души. Расслабьтесь, очистите мысли и только потом приступайте к письму. Торопиться не стоит».

Через полчаса каллиграф вывел кистью древнюю китайскую мудрость: «Ленивому не откроется смысл мироздания, потому что он ленится писать каллиграфически». Чэнь Вэньфу сетует, что ленивых в Китае с каждым годом становится всё больше: с появлением компьютеров люди не то чтобы каллиграфической кистью, шариковой ручкой писать перестали.

«Упрощение письма приведет к упрощению сознания», — считает и и. о. доцента кафедры книжной и станковой графики Художественно-промышленной академии им. Мухиной (СПб) Пётр Чобитько, один из немногих в России, кто пропагандирует чистописание.

Художник, профессор Санкт-Петербургской художественной академии, несколько лет назад он открыл первую в России школу каллиграфического письма. Чобитько убеждён — каллиграфии все возрасты покорны. Недавно Чобитько выпустил очередную книгу о каллиграфии, где рассказал, как искусство красиво писать дышать и жить помогает.

Пётр Чобитько: «Пятнадцатиминутные ежедневные занятия каллиграфией восстанавливают кровяное давление, психику. Сегодня это панацея для человека — он не может жить сегодня без каллиграфии. Я занимаюсь этим уже лет сорок».

В России каллиграфия достигла расцвета в XVII веке, хотя родилась ещё в допечатный период. Пётр Первый, большой ценитель прекрасного, каллиграфическим почерком заставлял писать свои указы и распоряжения. Кстати, и Вольтер вёл переписку с Екатериной II, витиевато выводя каждую букву.

Пётр Чобитько: «Когда впервые увидел записи Моцарта, подумал: они так похожи на каллиграфию. Он писал не ноты, а каллиграфические детали».

Так художник увидел музыку Моцарта, а так же и стихи Пушкина. Написанный каллиграфически алфавит, по его мнению, напоминает больше живописное полотно. Конечно, каллиграфия имеет не только эстетическое и терапевтическое значение. Эта гимнастика на кончиках пальцев развивает фантазию, образное мышление, но главное — сохраняет связь времен. Пётр Чобитько в своей книге обстоятельно доказывает, что каллиграфия — корень любой культуры. А компьютерный век привел к катастрофе — письмо стало суррогатным. Художник вздыхает: «О каком искусстве, культуре в стране может идти речь? Впрочем, чтобы открыть музей, работы современных каллиграфов нашли без труда».

Алексей Шабуров, директор Современного музея каллиграфии: «Мы обратились к мастерам, а у них работает сарафанное радио. И так мы собрали образцы современной каллиграфии почти со всего света».

Сейчас каллиграфия популярна в арабском мире, на Востоке она давно признана искусством. В Китае каллиграфию преподают в школе, а в Японии даже в вузах. На Востоке каллиграфию по значимости ставят в один ряд с боевыми искусствами как метод укрепления духа и путь к совершенствованию. И Россия, как оказалось, стремится вернуть себе «национальный почерк».

Источник: Новости на телеканале «Культура»